В каких случаях эффективнее применить процедуру медиации?
Классический механизм взыскания кредитором задолженности с должника включает в себя ряд последовательных мероприятий: обращение с претензией – предъявление иска о взыскании
в суд – исполнительное производство – возбуждение дела о банкротстве.
Схематично всю работу с проблемной задолженностью по трем направлениям можно изобразить следующим образом:
Мы предлагаем подробно остановиться на варианте №2 - это инициирование переговоров для мирного урегулирования возникшего конфликта. Несмотря на огромное многообразие существующих примирительных процедур, практика альтернативного урегулирования споров
в России до настоящего момента не получила массового применения. Вместе с тем невозможность идти привычными путями может дать импульс для формирования новых устойчивых практик.
Мы полагаем, что из всех существующих примирительных процедур наиболее проработанной и завершенной в РФ является
процедура медиации. Давайте разберемся, какие конкретно возможности она открывает.
1. Для успешного проведения процедуры медиации необходимо присутствие всех заинтересованных лиц.
Вернемся к Пути кредитора, который был описан выше. Почему же конструкция «Проведение переговоров – Заключение мирового соглашения» часто оказывается неустойчивой и стороны возвращаются к тому, с чего начали: должник отказывается платить, а кредитор обращается в суд?
Одна из причин заключается в том, что договоренности достигаются между двумя сторонами (должником и кредитором) без учета других лиц, которые также могут повлиять на развитие ситуации в целом.
Классический пример – у Должника есть 2 Кредитора-Банка. В то время как должник ведет переговоры с одним Банком, второй Банк параллельно начинает самостоятельные действия по поиску инвестора, который мог бы выкупить проблемный долг. Такая ситуация приводит к формированию различных альянсов, между которыми разворачивается активное противостояние в делах о банкротстве.
Поэтому задача медиатора в начале процедуры медиации – проверить, что присутствуют все лица, которые уполномочены принимать решения, чтобы удостовериться в действительности намерений сторон. Уже непосредственно в процессе проведения процедуры медиатор прорабатывает со сторонами варианты взаимодействия с третьими лицами – есть ли необходимость привлекать эти лица для проведения процедуры медиации? Каковы последствия их непривлечения? Будут ли их интересы реально затрагиваться достигнутым соглашением?
Такой осознанный подход к конфликту помогает сторонам увидеть всю картину целиком, проанализировать расклад сил и создать устойчивые договоренности.
2. Медиатор обеспечивает сторонам одинаковые возможности в переговорах.
В переговорах между должником и кредитором, особенно когда на стороне кредитора выступает банк (или банк + инвестор) редко присутствует равенство:
3. Еще одно безусловное преимущество медиации перед иными процедурами – это возможность для участников процесса контролировать процесс и определять исход.
Процедура банкротства предполагает, что множество разных обособленных споров попадет на рассмотрение одного судьи. Поэтому лица, участвующие в деле о банкротстве, будут подстраиваться под работу с этим конкретным судьей, а это предполагает необходимость принимать во внимание как собственную практику суда, выработанную при рассмотрении определенных вопросов (которая может даже противоречить установленным подходам Экономической коллегии Верховного суда),
так и особенности личности.
Кроме того, огромную роль личностный фактор имеет и во взаимодействии с арбитражным управляющим, который, с одной стороны, действует в рамках жесткого кредиторского контроля,
с другой – нередко имеет определенного скрытого бенефициара.
Таким образом, в любом деле о банкротстве невозможно иметь 100% уверенность в предсказуемом исходе. В процедуре медиации же весь процесс и ответственность за принятие решений лежит
на сторонах.
4. Медиатор работает не с позицией, а с проблемой.
Давайте представим в описанной выше ситуации переговоров Должника и Кредитора-Банка-Инвестора следующее развитие событий: стороны ведут переговоры о выкупе Инвестором прав требований Банка и привлечении дополнительного инвестирования для реабилитации бизнеса Должника.
Как правило, у сторон абсолютно разное понимание причин возникновения неплатежеспособности Должника. Например, Должник будет утверждать, что единственной причиной невозврата банку кредита стал скачок курса и пандемия коронавируса. Инвестор, имеющий опыт построения бизнеса
в той же отрасли, что и Должник, может предполагать наличие других фундаментальных проблем, таких как отсутствие финансового моделирования в компании (риск-менеджмента), моральное устаревание производственных мощностей или низкий уровень подготовки кадров.
Соответственно, переговоры сторон сведутся к тому, что Должник будет настаивать на дофинансировании, а Инвестор выступать против, поскольку само по себе привлечение денежных средств проблему не решит. Задачей медиатора на этом этапе будет помочь сторонам увидеть, что у одной и той же проблемы может быть несколько граней и после этого перевести конфликт из режима позиционного противостояния:
Процедура банкротства предполагает, что множество разных обособленных споров попадет на рассмотрение одного судьи. Поэтому лица, участвующие в деле о банкротстве, будут подстраиваться под работу с этим конкретным судьей, а это предполагает необходимость принимать во внимание как собственную практику суда, выработанную при рассмотрении определенных вопросов (которая может даже противоречить установленным подходам Экономической коллегии Верховного суда),
так и особенности личности.
Кроме того, огромную роль личностный фактор имеет и во взаимодействии с арбитражным управляющим, который, с одной стороны, действует в рамках жесткого кредиторского контроля,
с другой – нередко имеет определенного скрытого бенефициара.
Таким образом, в любом деле о банкротстве невозможно иметь 100% уверенность в предсказуемом исходе. В процедуре медиации же весь процесс и ответственность за принятие решений лежит
на сторонах.
4. Медиатор работает не с позицией, а с проблемой.
4. Медиатор работает не с позицией, а с проблемой.
4. Медиатор работает не с позицией, а с проблемой.